Главная » 2020 » Март » 4 » Евгений Севастьянович Катков - биография
14:27
Евгений Севастьянович Катков - биография

Евгений Севастьянович Катков - ученик и последователь К.И. Платонова, один из основных участников Харьковской психологической школы, заведующий кафедрой физиологии Харьковского педагогического института. Даты рождения и смерти не известны. Запросы, отправленные в учебные заведения Харькова, где работал Е.С. Катков, не дали обратной связи и уточняющих биографических данных.

С 1920-е годов под руководством К.И. Платонова и его соратниками (П.П. Истомин, И.З. Вельвовский, Д.С. Губергриц, П.Я. Гальперин, М.Я. Милославский, И.М. Аптер и другими), Е.С. Катков принимает участие в разработке научных, методических и практических вопросов психотерапии и гипнотерапии.

В 1928 году при Харьковском медицинском обществе и научной ассоциации союза «Медсантруд» была организована секция гипнологии. Её учредителями стали К.И. Платонов, П.П. Истомин, И.З. Вельвовский, Е.С. Катков, И.М. Литер и другие. С этого же года К.И. Платонов, Е.С. Катков и И.З. Вельвовский систематически читают факультативные курсы лекций по гипнотерапии в Медицинском институте, в Санитарно-гигиеническом институте, в Университете, в Институте усовершенствования врачей.

В 1929 г., Е.С. Катков будучи заведующим лаборатории физиологии высшей нервной деятельности Харьковского педагогического института провел ряд исследований по методу условных рефлексов посредством внушения (Влияние на дыхательный условный рефлекс, выработанный на звук, словесного внушения: «Не слышите!» и «Слышите!»). По его мнению, важно понять коренное различие между обычным словесным внушением гипнотизёров и телепатическим бессловесным внушением. Каждый народ говорит на своём национальном языке, но язык образов — язык искусства — интернационален, его понимают все. Такое же точно различие существует между словесным и бессловесным внушением: первое воспринимается только знающими тот язык, на котором оно даётся; второе в принципе может быть воспринято всеми.

В 1938г., Е.С. Катков и К.И. Платонов обратили внимание педагогов, что отрицательное, невротизирующее воз­действие неуместно брошенного слова может иметь место в деятельнос­ти не только врача, но и педагога., указавшие на возможность развития таким путем своеобразных «школьных неврозов», в основе которых лежит психическая травма, нанесенная учителем. Педагог должен учитывать, что в педагогическом процессе имеется ряд моментов, протекающих на фоне значительного эмоционального напряжения (экзамен, контрольная работа с ограниченным сроком, вызов к доске и т. п.). Эти напряжения, обычно легко преодолеваемые большинством учащихся, могут представлять значительные трудности для детей со слабым типом нервной системы (тревожно-мнительные, застенчивые и т. п.). Для последних, как правильно отмечает Е.С. Катков («слово учителя с отрицательным содержанием в эти моменты ответственно», так как при сниженном тонусе коры головного мозга словесные воздействия отрицательного харак­тера легко могут зафиксироваться по механизму внушения и стать источником предрасположения для дальнейших психических травм дидаскогенных сдвигов, т. е. заболеваний, полученных от учителя. Подобные синдромы Е.С. Катков предложил называть «дидаско-генными» (от греческого didaskos — учитель), т. е. заболеваниями, полу­ченными от внушения учителем (по аналогии с иатрогенными заболева­ниями, полученными от внушения врачом).

Таким образом, Е.С. Катковым (1938 г.) вводится в обращение термин: дидаскогения – разновидность психогении, при которой травмирующим психику учащихся фактором является поведение педагога. Синонимом дидаскогении принято считать дидактогения (греч. didasko – учить, genesis – происхождение). Понятие введено К.И. Платоновым.

В 1939-1941 Е.С. Катков, провел масштабную работу, систематизировав и описав характеристики стадий гипноза и дав объективную диагностику глубины гипноидных фаз, на основании данных исследований 100 здоровых лю­дей (студенты вузов), опираясь на физиологию высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Автор выделяет три основных стадии внушенного сна, что отвечает прежним схе­мам В.М. Бехтерева, однако считает, что три стадии гипноза по Форелю-Бехтереву далеко не раскрывают всего многообразия состояний, выявляющихся при современном физиологическом изучении гипноза. Каждую из стадий он подразделяет, исходя из свойственных им физиологических показателей, на три степени. Таким образом, выделяется девять степеней состояния внушенного сна. Каждая из них имеет свои отличительные признаки по степе­ни функционального расчленения коры мозга на сонные и бодрые пункты. Этой схемой К.И. Платонов пользуется также для определения глубины внушенного сна. Можно суверенностью сказать, что классификация Е.С. Каткова по сей день наиболее удобна и разработана лучше других.  

Интересные исследования Е.С. Каткова показали, что явления такой анальгезии могут наблюдаться уже в первой стадии гипноза и более ярко проявляются во второй стадии. Эта «спонтанная анальгезия, которая начинается, легко может быть усилена словесным внушением до полного обезболивания». Словесным внушением болевая реакция может быть вовсе снята даже при очень сильных болевых раздражениях. Детальное исследование состояния во внушенном сне кожного анализатора было проведено Е.С. Катковым (1941), который использо­вал для этого электрокожные раздражения. Он установил, что с углубле­нием внушенного сна происходит понижение кожной болевой чувстви­тельности. Начальные признаки гипальгезии отмечаются уже при нали­чии выраженной сонливости (первая стадия внушенного сна), явления анальгезии ярко выступают во второй стадии, для которой они особен­но характерны. Вместе с тем если кожная анальгезия появилась, то она легко может быть усилена соответствующим словесным внушением.

В послевоенный период Харьковская психотерапевтическая школа быстро возрождается; особенно это касается психопрофилактической работы. Под почетным председательством  К.И. Платонова и И.З. Вельвовского организовано Общество психотерапевтов участником которого являлся Е.С. Каткова. Кроме всего Е.С. Катков  принимал близкое участие в работе по оформлению второго издания моно­графии К.И. Платонова «Слово как физиологический и лечебный фактор». В лаборатории Платонова Е.С. Катков подтвердил массовыми исследованиями внушаемости студентов театрального и музыкального техникумов, что среди этого контингента оказывается большое число лиц, у которых можно получить сомнамбу­лическую стадию гипноза.

Евгений Севастьянович Катков во время оккупации Харькова в марте 1943 г. стал свидетелем злодеяний над ранеными советскими военнослужащими. Немецко-фашистские захватчики учинили чудовищную расправу над ранеными бойцами и офицерами Красной Армии, находившимися в 1-м армейском сортировочном госпитале — ул. Тринклера, 5. Свыше 400 человек раненых было расстреляно и около 300 человек заживо сожжены в одном из корпусов госпиталя.

Библиография:

  1. Катков Е.С. К вопросу о спонтанной и внушенной аналгезии в гипнозе. Научные записки Харьковского педагогического института. 1941, т. VI.
  2. Катков Е.С. К вопросу о показателях глубины гипнотического состояния у человека Тезисы научно-практической конференции. М.. 1956.
  3. Катков Е.С. Кинестетическая методика гипносуггесстии» - «Вопросы психотерапии» - (Авторефераты докладов на Всесоюзном совещании по психотерапии-27-30 июня 1966г.) М., 1966, 43-44.
  4. Катков Е.С. «Методика построения гипносуггестивного сеанса» - «Психотерапия в курортологии» Киев 1966 , 194-207.
Категория: Статьи | Просмотров: 33 | Добавил: classic-hypnos | Теги: Евгений Севастьянович Катков, Е.С. Катков, классификация глубины гипноза Катко | Рейтинг: 5.0/1