22:40 Прогрессивная релаксация по Джекобсону | |
Эдмунд Джекобсон (1888–1983), доктор философии, доктор медицины, доктор юридических наук, более всего известен как создатель техник релаксации, наиболее известна из которых техника прогрессивной мышечной релаксации. Исходя из общеизвестного факта, что любое умственное напряжение сопровождается напряжением мышц, Джекобсон сделал вывод, что, научившись вызывать расслабление мускулатуры, можно снизить нервно-психическое раздражение, и предложил свой метод в 1922 году. Основан метод Джекобсона на смене напряжения мышц той или иной группы расслаблением этих мышц, причем предварительное сильное напряжение помогает добиться последующей качественной релаксации. Таким образом, в определенной последовательности осуществляется сильное напряжение каждой мышцы в течение нескольких секунд с последующей концентрацией на глубоком расслаблении этой мышцы. Американский врач подметил, что различным эмоциональным состояниям соответствует напряжение определенных мышц. Так, депрессия обычно сопровождается напряжением дыхательных мышц, страх — спазмом мышц, отвечающих за речевую, голосовую функцию. Поэтому, снимая напряжение таких специфических блоков, можно воздействовать на ту или иную эмоцию. Технику рекомендуется усваивать поэтапно, в следующей последовательности: ● Первый этап. Обучаемый ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз. Внимание при этом акцентируется на ощущении мышечного напряжения и расслабления. Следующее упражнение: сокращение и расслабление бицепсов. Напряжение мышц сначала должно быть максимально сильным, а затем все более слабым (и наоборот). При этом упражнении необходимо фиксировать внимание на ощущении самого слабого напряжения мышц и полного их расслабления. После этого упражнения направлены на обучение напрягать и расслаблять мышцы сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса, наконец, мышц лица, глаз, языка и гортани. ● На втором этапе происходит обучение дифференцированной релаксации. Из положения сидя учатся напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; далее – расслаблять при письме, чтении и речи те мышцы, которые не участвуют в этих актах деятельности. ● Заключительный этап. Предлагается путем самонаблюдения установить, какие группы мышц сильнее всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях (или болезненных состояниях). Затем посредством релаксации локальных мышечных групп учатся предупреждать отрицательные эмоции или болезненные проявления, а при возникновении – избавляться от них.
| |