15:58 Метод одномоментного снятия заикания | |
Метод одномоментного снятия заикания был создан Казимиром Марковичем Дубровским в 50-хх года 20 века. Метод представлял собой императивное групповое внушение в "бодрствующем состоянии" (по факту это был групповой гипноз). В научных работах Казимира Марковича подобного вида психотерапия характеризовалась как концентрированное внушение наяву в форме одномоментного "удара" или "взрыва", имеющего целью в короткий промежуток времени изменить характер отношения больного к своему страданию, осуществить "реконструкцию поведенческих реакций". При этом К.М. Дубровский подчеркивал большое значение аффективного состояния пациентов для создания "перелома" в лечении. В актовом зале либо в большой аудитории, в присутствии медработников, родственников больных, а также пациентов, ожидающих в ближайшие дни назначение на аналогичный сеанс, группа 8-10 человек приглашается на сцену. После установочной психотерапевтической беседы, в которой коротко раскрываются причины возникновения заикания и вторичных логоневротических наслоений, проводится проверка речи заикающихся. Большое активизирующее влияние на больных оказывает демонстрация перед сеансом бывших пациентов, излечившихся от заикания (приглашаются пациенты с высокой эффективностью лечения). Человек, в прошлом заикавшийся, а в момент опроса на сеансе хорошо владевший собой и своей речью, воодушевляет больных личным примером, вселяет в них уверенность в успехе лечения. Таким образом осуществляется еще один психотерапевтический прием - прием лечебной перспективы. Речевые затруднения (начинать опрос нужно с наиболее тяжелого заикающегося) используются для создания эмоционального напряжения и психотерапевтической зависимости больных от специалиста, проводящего сеанс. Это делает пациентов более восприимчивым к лечебному внушению. Далее специалист рассказывает группе о психотерапевтическом значении слова, о том, что слово может заключать в себе огромную силу. Им можно обрадовать и огорчить, ранить, излечить, загипнотизировать. После этого можно приступить к проведению демонстративных суггестивных приемов: "одеревенение" рук, невозможность разогнуть руку, падение вперед и назад, невозможность разнять руки при рукопожатии и др. Успешное проведение этих тестов оказывает большое психологическое воздействие на участников сеанса, убеждает их в силе слова и тем самым подготавливает к предстоящему лечебному внушению. Все подготовительные этапы уже имеют в себе терапевтический и внушающий эффект через повышение концентрации на ожидании исцеления, пресуппозиции и других косвенных внушений углубляющих принятие последующих терапевтических внушений. Сам сеанс "снятия" заикания, который выражается в том, что резким движением рук возле висков пациента психотерапевт переводит все напряжение в речи и симптомы страхов, волнения в одеревенелые руки пациента, затем "снимает" заикание внушением: "Я снимаю с тебя заикание, мышечные спазмы, волнение, страх перед речью навсегда. Речь будет четкая, плавная, свободная. "Теперь вы будете всегда говорить свободно! Вы чувствуете громадное облегчение! С вас сорваны путы трудной речи! Вы свободный человек со свободной раскованной речью! Мы можем! Мы все можем! Человек все может!" Поддерживая высокое эмоциональное напряжение пациентов и применяя сначала облегченные формы речи, психотерапевт переходит к демонстрации свободной речи пациентов. Когда у Дубровского спрашивали в чем суть его метода. Казимир Маркович любил приводить следующее сравнение: "Есть много способов приготовления различных блюд из яйца, но вначале яйцо надо разбить". Он считал, что вначале очаг заикания должен быть "разбит", а в дальнейшем могут проводиться любые логопедические занятия. Он подчеркивал, что гипноз это только первый шаг на пути к новой речи. Блестяще работали по методу Дубровского: Мастер гипноза Виталий Григорьевич Евтушенко
и Маргарита Иосифовна Мерлис (ОКВ в фильме Тарковского "Зеркало").
Идею К. М. Дубровского развили, изменили и ввели в свои методы Ю. Б. Некрасова (ОКВ в фильме "Человек все может")
и Л. З. Арутюнян-Андронова, однако не смогли достичь столь блестящих результатов как у Дубровского. Многие советские специалисты по лечению заикания учились у К. М. Дубровского, но у них нет и не было той артистичности и убедительности, что у их Учителя, кроме всего они не владели на высоком профессиональном уровне основой метода - Гипнозом! У большинства из них всё свелось к мелкому подражанию, порой превращавшемуся в пародию. Они окончательно и дискредитировали метод Казимира Марковича ещё при жизни его создателя. Сам К. М. Дубровский очень переживал это, но ничего поделать уже не мог. | |